Цифровое радио в России появится в 2012 году

Основное строительство объектов радиовещания для трансляции общероссийских радиопрограмм в цифровом формате DRM начнется с 2012 года. Об этом рассказал 22 сентября в Москве министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щёголев, выступая на открытии Международной конференции «Радио в цифровой среде», организованной Российской Академией Радио

«Россия находится в самом разгаре цифровизации», - отметил министр. Он рассказал, что сейчас основное внимание уделяется развитию цифрового телевидения как одного из важнейших медиа. «Мы видим этот проект не только как технологический и экономический, но и как социальный. Мы начали внедрять цифровое телевидение на Дальнем Востоке, оно движется с востока вместе с солнцем на запад», - рассказал министр.
По мнению И.Щёголева, цифровое радио станет также одним из важнейших медиа. «Благодаря простоте использования и всепроникающей способности, радио не утратило популярности даже в эпоху телевидения и Интернета, - отметил он. - На конец 2010 года у нас в стране было выдано свыше 2,5 тыс. лицензий на радиовещание». И.Щёголев привёл пример информационного и технологического неравенства: качественным стереофоническим радиовещанием в диапазонах с частотной модуляцией пока охвачено не более 70 % городского населения, а в сёлах этот показатель еще ниже. «Те программы, которые будут направлены на модернизацию телерадиовещания, призваны исправить эту технологическую несправедливость», - сказал он.

По словам министра, Правительственная комиссия, которая занимается вопросами модернизации телерадиовещания, признала целесообразным внедрение у нас в стране международной системы цифрового радиовещания DRM. Министр отметил: «Строительство объектов радиовещания для трансляции общероссийских радиопрограмм в цифровом формате в соответствии с федеральной целевой программой начнется уже с 2012 года».
Выбранный стандарт позволяет на одной частоте передавать аналоговый и цифровой сигналы, что позволит еще долгое время осуществлять выбор между ними. Для того чтобы в полной мере воспользоваться всеми возможностями цифрового радио, будут нужны принципиально новые приёмники, напомнил министр. Могут быть также использованы некоторые из уже имеющихся у россиян устройств, например, мобильные телефоны или цифровые телевизоры. Для полного охвата населения страны радиовещанием и для вещания на зарубежные страны федеральная целевая программа предусматривает ввод в эксплуатацию 85 цифровых передатчиков и 37 антенн ДВ, СВ и КВ-диапазонов, а также 370 новых передатчиков УКВ-диапазона. Они заменят устаревшее оборудование и будут пригодны для быстрого перевода в цифровой формат вещания.
«Внедрение нового стандарта запланировано по той же программе, по которой мы переходим на цифровое телевидение, - сообщил министр. - К 2015 году мы развернем по стране сеть, которая позволит пользоваться преимуществами цифрового радио». Около 13 млрд руб. запланировано потратить на цифровизацию радио до 2015 года. Часть вложений – из государственного бюджета, часть – внебюджетные.

На конференции были озвучены статистические данные по радиорынку Российской Федерации. На нем преобладают негосударственные, частные коммерческие радиостанции – их более 85 %, 12,6 % – государственные и муниципальные радиостанции, и не более 2 % составляют негосударственные некоммерческие радиостанции. Наиболее значимым профильным источником дохода была и остается радиореклама, вклад которой в совокупный доход на радиорынке в 2010 году оценен экспертами в 71 %; общий объем рекламы на радиорынке на 2011 год оценивается примерно в 11 млрд руб., прирост рынка рекламы в этом году должен составить 10-15 %. Совокупный доход от нерекламных недотационных источников в 2010 году оценивается в 6 %. В него входят информационное обслуживание, услуги по аудиозаписи и монтажу аудиоматериалов, продажа авторских прав на трансляцию собственного медийного продукта, продажа предметов с символикой радиостанции, организация платных концертов с приглашением звёзд шоу-бизнеса, выпуск дисков с оригинальными аудиозаписями, сдача в аренду помещений. В общей структуре медиаиндустрии доходы, полученные от дотационной модели, в целом составляют 23 % от совокупного дохода. В последние годы получили также распространение формы бизнес-взаимодействия радиостанций с операторами сотовой связи и интернет-структурами. Есть доходы от СМС-сообщений, посылаемых радиослушателями в редакцию.

Наиболее распространенным типом радиоустройств сегодня являются радиоприёмники и автомагнитолы. Автомагнитол в Российской Федерации чуть более 30 млн. 26 % населения прослушивает радио через мобильный телефон, 22 % – через Интернет. Мощное радиовещание является важнейшим звеном в организации российского вещания на зарубежные страны. Для этих целей в Российской Федерации используется более 100 частот и более 40 передатчиков.
Были названы барьеры для использования спутникового радиовещания. Во-первых, для приёма сигнала спутникового радиовещания пользователям необходимо иметь спутниковое оборудование или специальные приёмники со встроенными антеннами. Во-вторых, система спутникового радиовещания отличается крайне низкой помехоустойчивостью. В-третьих, для устойчивого приёма сигнала на обширной территории или в условиях крупных городов необходима сеть ретрансляторов, принимающих спутниковый сигнал и «подсвечивающих» теневые зоны. Наиболее оптимальной представляется модернизация российского радиовещания в направлении развития систем наземного вещания.

Участники конференции отметили, что ни одна из используемых сегодня радиотехнологий не может в полной мере решить задачи покрытия всей территории Российской Федерации качественным радиовещанием. С этой целью будет внедряться стандарт DRM. Для него выделены стандарты традиционного для России радиовещания, это позволит частично использовать существующую инфраструктуру передающих антенных комплексов средних, длинных и коротких диапазонов. Перевод на цифровой формат приведёт к возникновению новой идеологии вещания, уходу от стереотипов и технологических схем организации аналогового вещания, появлению новых принципов программирования и созданию новых форматов. Цифровые технологии создают новые среды для реализации контента – это текст, графика, видео, предоставляемая слушателям возможность влиять на ход программы, общение внутри аудитории станции, выстраивание интерактивной коммуникации с аудиторией через сайт радиостанции и многие другие услуги. Некоторые изменения претерпит и система измерения аудитории – основные корректировки будут касаться вопросов определения генеральной совокупности, размера выборки и географии проведения измерений аудитории.

Создание новой инфраструктуры позволит обеспечить качественным цифровым государственным радиовещанием и оповещением о чрезвычайных ситуациях 100 % населения России, создаст новую технологическую базу для развития коммерческого цифрового вещания.

В то же время сами радиовещатели осторожно относятся к нововведениям. По словам президента «Вещательной корпорации «Проф-Медиа» (ВКПМ), вице-президента РАР Юрия Костина, в радиосообществе существует масса скептицизма в отношении перехода на «цифру». Формат DRM не у всех вещателей вызывает восторг. И, в первую очередь, у региональных, которые осуществляют вещание по франшизе.
«Теоретически при организации DRM-вещания партнеры на местах будут не нужны из-за большого охвата передатчиков, - констатировал Юрий Костин. - Но радио - локальное медиа. Из одной точки осуществлять вещание сразу на много городов можно технически, но с точки зрения контента важно, что происходит в твоем городе, на соседней улице... Поэтому локальные станции никуда не уйдут».

С заключительным словом к участникам конференции обратился президент РАР Андрей Романченко. Он предложил сделать подобные форумы традицией и призвал радийщиков размещать свои отзывы о конференции на сайте www.radioacademy.ru.

В конференции «Радио в цифровой среде» приняли участие мировые и российские эксперты в области радиовещания и цифровых медиа. В их числе – Андрей Романченко (Российская Академия Радио, Россия). Ник Пигготт (Global Radio, Великобритания), Ли Харрис (Harris Media, США), Мэтт Диган (Foldermedia, Великобритания), Мартин Копп (MyMusicTest.Com, Австрия), Руслан Тагиев (TNS, Россия), Уэйн Клотен (BPR, Австралия), Кюйле Рист (Refocus Test, Нидерланды), Константин Правоторхов (ТРАКТЪ, Россия), Питер Кент (FosterKent, Австрия) и другие. По словам главы Минкомсвязи, «в России впервые собирается такой представительный круг, для того чтобы обсудить проблемы цифрового телерадиовещания». Всего в работе конференции приняли участие более 200 представителей радиохолдингов, радиостанций и исследовательских компаний России и зарубежных стран.

www.nat.ru

Все новости